Описание педагогического опыта
Рада представить Вам свой опыт работы, основанный на принципах творчества, ручного труда и продуктивной деятельности. Мой педагогический стаж составляет более двадцати двух лет.
В своей работе я уделяю особое внимание тому, чтобы дети не только осваивали знания, но и развивали свои навыки через практическую деятельность. Верю, что обучение — это не только процесс получения информации, но и способ самовыражения и формирования личности. Ручной труд позволяет детям создавать уникальные вещи своими руками, а также развивать мелкую моторику, сосредоточенность и терпение.
С помощью различных техник — от рисования и лепки до создания поделок из природных материалов и переработки вторичных ресурсов — я стараюсь привить детям любовь к красоте окружающего мира.
В процессе педагогической деятельности выявила особенности тесной взаимосвязи развивающей предметно – пространственной среды с развитием детей дошкольного возраста и процессом реализации непосредственно образовательной деятельности в ДОО.
В контексте апробации методик программы «ПРОдетей» (линейный календарь, круг выбора, моделирование письма, планирование деятельности в центрах активности) обеспечиваю возможность трансформируемости, полифункциональности, доступности, безопасности и содержательной насыщенности РППС. К уже имеющимся принципам конструирования пространства по центрам активности, включила также принципы педагогической поддержки – скаффолдинга (заинтересовать, внести ограничения, внимание на цель, подчеркнуть важное, не допускать фрустрации, демонстрировать решения).
Большое внимание уделяю зоне ближайшего развития воспитанников, развитию возможностей командной работы, работы в малых подгруппах.
Систематически изучаю различные способы и приемы работы с детьми, испытывающими сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Наиболее интересными из них считаю «сказкотерапию», а также приемы арт – терапии (изотерапии).
В 2018/2019 учебном году вела активную работу над методической темой: «Стимуляция активности репрезентирующего характера у детей дошкольного возраста через формирование художественно – графических навыков». Мною было разработано авторское полифункциональное дидактическое пособие «Я – художник». С его помощью обучающиеся игровой форме знакомятся с некоторыми видами и жанрами искусства, такими сложными понятиями как графика, живопись, перспектива и многими другими.
В 2019/2020 учебном году в рамках работы над методической темой реализовывала проект «Первые шаги на графических дорожках». Целью которого являлось сформировать у детей младшего дошкольного возраста предпосылки художественно – графических навыков, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), облегчение процесса овладения навыками рисования.
В 2020/2021 учебном году работала над темой проектной деятельности: «Волшебное превращение линии». Продолжала формировать у детей дошкольного возраста предпосылки художественно – графических навыков, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, учить видеть красоту линии в окружающей действительности.
В 2021/2022 учебном году реализовывала проект «Народные промыслы». Вызванный у обучающихся интерес к культуре и искусству народа, носителями которого они являются, способствует гармоничному формированию нравственных ценностей, которые всегда имеют особую значимость. Вела работу в рамках инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования и воспитания «Воспитатели России»» «Инновационный потенциал искусства и художественного творчества для позитивной социализации детей и взрослых в современной образовательной среде (на материалах авторских программ и арт-методик)».
В 2022/23 учебном году в рамках работы инициативной группы «Час открытий» открыла творческую мастерскую «Art-mаgic», в которой систематически проводились тематические встречи для обучающихся разных возрастных групп ДОО. Ребята создавали работы, применяя различные художественные материалы (акварель, природные материалы, полоски цветной бумаги и др.). Разработала учебно-игровое пособие «Цветы Заполярья». Данное пособие состоит из объемных и плоскостных изображений, а также описания цветов, распространенных на территории Мурманской области. Объемные изображения представляют собой искусственные цветы (Иван – чай, купальница, ромашка, одуванчик, ромашка и клевер), выполненные из фоамирана (проволоки, холофайбера, тейп ленты и др.), окрашенного акриловыми красками.
Плоскостные изображения представлены акварельными работами, схемами их поэтапного выполнения и ботаническими зарисовками данных растений. Работа с пособием помогает решить следующие задачи: развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия мира природы и произведений искусства, формирование и развитие умения рассматривать и обследовать предметы (в том числе и с помощью рук), формирование художественно – творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности
С 2023/2024 учебного года работаю над методической темой «Цветоведение и значение цвета в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста». Мною разработаны несколько игровых пособий: лото «Цвет предмета», игровое пособие «Хроматические цвета», игровое пособие «Цветовой круг», игровое пособие «Контрастные и родственные цвета».
С 2024/2025 учебного года работаю на профильной группе «АРТактив» (направление работы-юные дизайнеры). Являюсь руководителем творческой группы «ТалантСтудия», которая создана с целью поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. С ноября 2024 года веду деятельность в рамках инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования и воспитания «Воспитатели России»» «Пространственное моделирование в среде центра конструирования «Бабашки».